"Руками не трогать, или как рука изучает мир вещей!"

Табличку «Руками не трогать» вешают во всех музеях, на выставках, помещают рядом со стендами. Не трогать, а только смотреть товары покупателей нередко просят и в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы?

Рука – орган осязания, обследования, ощупывания – сама собой «инстинктивно» тянется к вещи. Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не является так ярко, как в движениях руки – органе чувственного познания. И чем младше ребенок, тем больше желание двигаться, хватать всё руками, переставлять, а значит, исследовать. Природа заложила в ребенке потребность в движениях, в психомоторной активности, в «исследовательской деятельности». А так как движения – органическая потребность малыша, то подавлять их – значит вредить ЦНС и мозгу.

При своей деятельности мышцы рук и всего тела выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Развиваясь в деятельности, в действии, мышца и познает, и запоминает, и испытывает при этом особую «мышечную радость». Если ребенок хватает, трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время учат глаз и мозг точно видеть, осязать, различать, запоминать, чтобы затем сравнивать. Руками, движениями малыш решает свои задачи, удовлетворяет природные потребности. Кожа рук ребенка содержит примерно в каждом квадратном сантиметре до 100 нервных окончаний. Кожа – самый большой орган чувств, а у новорожденного ребенка и самый важный. Кожа фиксирует каждое прикосновение, передавая импульсы в мозг. Как же рука изучает, обследует предметы?

Принято выделять 6 основных движений:

      1. Прикосновение. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии предмета (например, денег в кармане или стула в темноте) или когда определяют его температуру (горячий, холодный, теплый, прохладный), влажность какой-либо вещи или кожи, тела. Дети приобретают такой опыт чаще на ошибках, но память прикосновений напоминает потом всегда: горячо.

      2. Постукивание (или удары пальцами, одним пальцем. Взрослым дает возможность получить информацию о свойствах материалов. Детей учат постукивать пальцами играя или музицируя. Из стука рождается мелодия.

      3. Взятие в руки. Начинает формироваться с хватания. Хватание малыша всё больше контролируется зрением. Настане т момент, когда ребенок научится не хватать, а брать предмет руками. Когда предмет берется в руки, то обнаруживается много его свойств: например, вес, особенности поверхности и т.д.

      4. Надавливание. Дает возможность определить, мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан, вызывает ли он звучание. На принципе надавливания устроены многие детские игрушки, некоторые бытовые предметы (дверной замок, пипетка и т.д.).

      5. Ощупывание. Ощупывают обхватом, потиранием, поглаживанием, круговыми и мнущими движениями. При ощупывании избираются движения с учетом величины предмета. Мелкие сыпучие предметы учат ощупывать.

      6. Прикосновениями ладошки или двумя пальцами (соль, зерно, крупы). Пальцами ощупывают пуговицы, гвоздики, большим пальцем осуществляют захват.

 

Так рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми, обонятельными в сложные интегративные образы и представления.