"Укрепление мелкой моторики руки"

Игры доступны детям уже с 1,5 – 2 лет, но останутся интересны и подрастающим дошкольникам:

      1. Предложите ребенку поиграть с песком (сухим или влажным): рыться в нем, закапывать руки в песок, отыскивать в нем мелкие игрушки, делать отпечатки ладошками и формочками. Можно предложить ребенку поиграть руками в миске с какой-нибудь сухой крупой (рис, горох, фасоль).

      2. Покажите ребенку, как можно интересно играть с «лепящимся» материалом : глиной, пластилином, соленым тестом (научите разминать; отщипывать; слупливать в комок; раскатывать в блинчик, колбаску; сминать; скатывать шарик; сплющивать; оставлять отпечатки; вылепливать какую-нибудь фигурку).

      3. Попросите нанизывать: кольца на пирамидку, крупные бусины на пирамидку, крупные бусины на шнурок или проволоку; позже – изготавливать «ожерелья», «браслеты», например, для кукол из бисера.

      4. Шнуровки, застежки, узлы, плетение: сделайте отверстия в картоне и покажите, как в них продевать разноцветные шнурки. Завязывать на узел, бантик. Покажите, как сделать из шнуров косичку или другое плетение, которое умеет. Поиграйте с податливой проволокой – обернув вокруг фломастера, сделайте пружинку, скрутите в человека в человечка, кошку.… Смастерите кусок ткани с разными типами застежек: крючками, кнопками, пуговицами. Например, это может быть подвесная «помощница» с кармашками на застежках, куда удобно убрать маленькие игрушки, книжки, карандаши.

      5. Вкладыши. Для меньших детей подойдут плоскостные «мозаики» с вырезанными отверстиями и подходящими к ним вкладками, а с 2-3 лет ребенку будет интересно играть с объемными фигурами различных геометрических форм, которые надо бросить внутрь коробки через соответствующую прорезь.

      6. Навинчивание. Подарите ребёнку для игр ненужные баночки с завинчивающимися крышками, устройте шутливое соревнование: кто быстрее отвинтит их (позвольте ребенку опередить вас).

      7. Гимнастика для пальчиков. Малышам будет интересна такая гимнастика в сочетании с ритмическими стишками (помните «Сорока-белобока…?).

      Старшим деткам понравится изображать ходящих и бегающих человечков (потопайте по столу указательным и средним пальцами) и слонов (поставьте на стол все 5 пальцев и поднимите хобот – средний палец); научите имитировать топот копыт, барабаня по столу пальцами, сымитируйте игру на музыкальных инструментах. Играйте то левой, то правой, то обеими руками.

Большинство следющих ниже упражнений ориентированы на детей 4-7 лет.

      Занимаясь подготовкой руки к письму, тренируйте ведущую руку ребёнка. Если он чаще действует левой – не стремитесь переучить его, а организуйте рабочее место так, чтобы свет падал справа, когда он рисует, пишет, вырезает, и предметы, которыми он пользуется на занятии, лежали так, как удобно для него.

      1. Покажите ребенку теневой театр с использованием рук.

      2. Предлагайте работать ножницами (сначала просто отрезать бумагу, позже - разрезать по линии, вырезать по контуру), делайте аппликации.

      3. Конструкторы: будут полезны разные крупно- и мелко-блочные, с кнопочками принципом соединения деталей или винтовые. Используйте также кнопочную мозаику.

      4. Конструирование из счетных палочек и спичек. Покажите, как можно из них построить «колодец». Выложите сами образец: квадрат, треугольник, домик попросите сделать так же. Просите брать спички правой или левой рукой, большим пальцем и мизинцем…

      5. Трафареты и шаблоны: возьмите готовые или сделайте их сами из картона, вырезав геометрические фигуры и фигурки людей, животных, транспорта… Попросите ребенка обвести их по контуру (трафареты обводятся внутри, шаблоны снаружи). Предложите разукрасить. Затем можно рисунки вырезать и использовать для игры и аппликации.

      6. Штриховки. Покажите ребенку, как делается штриховка внутри контура, проводя параллельные линии в одном из выбранных направлений на расстоянии 3-4 мм (сверху вниз, снизу вверх, слева направо и наоборот, по диагонали). Обратите внимание ребенка, что за контуры рисунка штриховка не выходит. Начните упражнения в штриховке с геометрических фигур, потом добавьте узнаваемые образы окружающего мира. Усложните задание: «Заштрихуй домик, окна оставь незаштрихованными».

      7. Предложите рисовать, соединяя пронумерованные точки, также не отрывая карандаш от бумаги.

      8. Складывайте из бумаги. Вспомнить навыки конструирования самолетиков и корабликов помогут интересные книги по оригами.

ПОМНИТЕ!

      Предлагать занятия нужно по принципу «от простого к сложному», и, конечно, замечайте успехи ребенка, подбадривайте его похвалой, ведь делать это ему было непросто!