"Рука готовится к школе"

Выпускной год в “дошкольном университете” - самый ответственный. Опытный педагог, определит, насколько готов ребенок к школе, и посоветует родителям, чем в “решающий годовой этап” следует позаниматься.

Если развивали руку с рождения, то на шестом году жизни, благодаря упражнениям и созреванию соответственных областей головного мозга, ребенок способен выполнять точные тонкие движения.

Не подготовленный ребенок не понимает заданий и не может выполнить их самостоятельно, не справляется с задачами, решение которых требует хорошо развитой тонкой моторики, он с трудом улавливает различия в свойствах предметов, у него не развита произвольность, в том числе произвольная память.

Поступление в школу неподготовленного ребенка может иметь неблагоприятные последствия для его дальнейшего развития, даже для его физического и психологического здоровья.

Поэтому для каждого будущего школьника подбирается собственная программа с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей.

На шестом году жизни дети совершенствуют способы резания, склеивания, наматывания, пересыпания, складывания, используют такие материалы, как ткани, бумагу, древесину, проволоку, фольгу, подсобные и природные материалы; применяют орудие труда, инструменты: ручки, карандаши, кисточки, фломастеры, линейки, лекала, трафареты, циркули, ножи, ножницы, клещи, щетки, лейки, лопаты.

Кроме практических умений, развивают способности, позволяющие осуществлять деятельность: умения планировать, намечать цель труда и подбирать материалы и средства; знания, какие действия надо совершить и в какой последовательности, стремление участвовать в труде взрослых и понимать значение и цель их труда, уважать его.

Хорошо подготовленные дети в этом возрасте интересуются счетом, чтением, письмом. Но так как для письма, имеющего сложную психофизиологическую структуру, включающую механизм артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, производить звуко-буквенный анализ), слабые дети не готовы, то заставлять их писать насильно нельзя. Отрицательные эмоции блокируют работу мозга и его экспрессивного органа – руки. Придется действовать обходным путем.

Можно рисовать, писать в воздухе руками, лепить буквы, цифры. Древние народы выпекали своим детям буквы из теста, а имена струйкой меда отливали-“писали” на доске, которую дети потом вылизывали с аппетитом,- так язык “запоминал” графический облик слова лучше, чем глаза.

Ребенок развивается успешнее, если у него есть возможность учить более младшего, слабого, помогать ему. “Уча другого, учусь сам” – девиз ребенка шестого года жизни. Такая роль дисциплинирует, заставляет увидеть себя со стороны и понять трудности тех, кто занимается обучением. А при обучении приходится говорить, пояснять, объяснять, рассказывать, пользоваться речью как средством общения, познания, регуляции поведения и планирования.

Ребенок шестого года жизни должен уже быть достаточно свободным. А свободным он становится настолько, насколько стал самостоятельным: самостоятельным в обслуживании себя, других, в общении, в решении житейских задач, в “самопризентации” и самозащите: и в словесной и даже в физической (подраться и помириться нужно тоже уметь).

Почти идеальный образ такого “подготовленного к школе” ребенка создал великий педагог, философ и писатель Л.Н. Толстой. Герой его известного рассказа “Филипок” сам решил пойти в школу учиться, и для этого он зимой сам одел себя, сам нашел нужные вещи, собрался и вышел на улицу, сам преодолел большое расстояние по незнакомой улице, где были злые собаки, сам решил открыть тяжелую заледеневшую дверь и сам себя детям и учителям отрекомендовал.

А наши воспитанники похожи на Филипка?

Если да – то к школе мы их подготовили правильно!