"Музыкальные игрушки"

Одним из средств восприятия музыки и развития слуха является собственное музицирование детей. Дети на занятиях, в творческих играх, очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками; с помощью барабана, бубна, звоночков, музыкальных молоточков, погремушек, дудочек выполняют несложные ритмы. Крупный и мелкий строительный материал дети «превращают» в музыкальные инструменты: полудуги - в трубы, мелкие кубики - в пианино; играли будто по клавишам, напевая знакомые мелодии. Маршировали под барабан и бубен, плясали, ударяя в бубен и встряхивая его.

У детей очень большая потребность в музыкальных игрушка. Известно, что с незапамятных времен музыкальная игрушка неразрывно связана с жизнью ребенка. При раскопках в древних городах находили деревянные дудки, рожки, гусельки, глиняные свистульки. Музыкальные игрушки украшают жизнь ребенка. С первых месяцев жизни он радуется этим звукам. Дети постарше могут сами играть на музыкальных инструментах. Ударяя молоточком по пластинкам металлофона, прислушиваясь к звукам, ребенок получает большое удовлетворение, радость. Играя на инструментах, ребенок преодолевает трудности, этим упражняет свою волю, внимание. Зачастую можно видеть, как дети подолгу сидят с металлофоном, подбирая мелодию или повторяя много раз подряд знакомую песню или пляску, чтобы ее лучше запомнить. Так незаметно, за любимым занятием у ребенка развивается выдержка, настойчивость, упорство. Участие детей в оркестре помогает воспитать в детях чувство индивидуальной и коллективной ответственности. С помощью музыкальной игрушки, музыкального инструмента музыка обязательно должна войти в быт семьи. Если ребенок увлечен игрой на инструменте, постарайтесь, по мере возможности, приобрести этот инструмент. Вы увидите, сколько радости доставить это вашему ребенку, с какой охотой он будет обучать игре не инструменте своих братьев и сестер и даже родителей.

Есть два типа музыкальных игрушек - неозвученные (лишь изображающие музыкальные инструменты) и озвученные.

Назначение первых - создавать игровую ситуацию, при которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на этих инструментах. Вторые же подразделяются на четыре группы.

Игрушки со звуками неопределенной высоты: погремушки, кастаньеты, бубны, барабан, треугольники.

Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке: свирели, дудки, рожки. Игрушки с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки.

Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармони, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки.

Взрослый должен обязательно помочь ребенку овладеть инструментом: только тогда игра обогатит музыкальный опыт ребенка.