"Музыка и движения"

В детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Программа в детском саду предусматривает умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие.

Главными задачами физического развития детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений.

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.

Данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают научное обоснование роли музыки в воспитании ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки (очень важно не заставлять ребенка форсировать звук: «пой громче!»), улучшает речь (врачи-логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.

Занятие ритмикой, основанное на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

Говоря о большом значении музыки в развитии движений, отмечается, что между музыкой и движением при одновременном их исполнении устанавливаются очень тесные взаимосвязи. Их объединяет одно и то же поэтическое содержание. Определяющую роль при этом играет музыка, развитие ее образов. Движение, сопутствуя музыке, выражает именно ее образное содержание. Возникает важный вопрос о единстве восприятия ребенком музыки, когда он движется, и движений, которыми он стремится выразить ее содержание.

Использование музыки для сопровождения упражнений утренней гимнастики (с учетом выполнения задач физического воспитания) — одно из активных общений ребенка с музыкой. На утренней гимнастике, таким образом, решаются задачи и музыкального, и физического воспитания детей.

Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний. Они используются и в целях развития мышц плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, вырабатывают хорошую правильную осанку, учат детей пространственным ориентировкам (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, движения шеренгой, в колонне, звеньями и т. д.).

Таким образом, эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувств и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют их физически.