Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхательных путей. Эти заболевания отрицательно влияют на здоровье ребенка и иногда становятся причиной его хронических недомоганий в последующие годы.
Основное средство предупреждения простудных заболеваний — естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к меняющимся внешним условиям.
Воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе. Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики. Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.
Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки и т. п.
Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей, кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут. Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.
Купание — прекрасное закаливающее средство. Купаться в открытых водоёмах можно начиная с двух лет. Место для купания должно быть неглубоким, ровным, с медленным течением. Прежде чем дать ребёнку возможность самостоятельно войти в воду, необходимо убедиться в том, что в данном месте нет ям, глубокой тины, коряг, острых камней. В воде вместе с ребёнком обязательно должен находиться взрослый.
При купании необходимо соблюдать правила:
Существует несколько отдельных способов закаливания водой:
1. Обтирание — самая нежная из всех водных процедур. Его можно применять во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной в воде материей, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать. После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.
2. Обливание — бывает местное и общее. Местное обливание: обливание ног, чаще всего используется в яслях и младших группах. Начальная температура воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время обливания ног 20-30 секунд. Общее обливание надо начинать с более высокой температуры преимущественно детом, а в осенне-зимний период надо организовать так, чтобы вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем грудь и живот, затем правый и левый бок. После окончания — растереть полотенцем. Время под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание. Вода из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более теплая, чем даже вода при обливании.
3. Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. К тому же происходит тренировка мышц стопы. Предохраняя от плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, опавшей хвое в лесу и т. п. Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.
Идеальный отдых часто болеющего ребенка выглядит так (важно каждое слово): лето в деревне; надувной бассейн с колодезной водой, рядом куча песка; форма одежды — трусы, босиком; ограничение на использование мыла; кормить только тогда, когда закричит: «Мама, я тебя съем!». Грязный голый ребенок, который скачет из воды в песок, выпрашивает еду, дышит свежим воздухом и не контактирует с множеством людей за 3-4 недели восстанавливает иммунитет, поврежденный городской жизнью.
Во время закаливающих процедур организм получает сигнал о том, что он попал в стрессовую ситуацию и необходимо под нее подстроиться. Таким образом, иммунная система привыкает к различным изменениям среды. Настраивается и терморегуляция организма, ведь у детей она еще далеко не совершенна. Организм учится не терять излишки тепла при охлаждении и наоборот, отдавать тепло, чтобы не перегреться. При периодических повторениях процедур организм постепенно привыкает и сразу же отвечает необходимой реакцией. Чем раньше начать закаливание ребенка, тем легче его организм будет переносить процедуры и тем эффективнее будет результат. К тому же, при закаливании ребенка, тренируется не только его тело, но и ускоряются реакции головного мозга.
Дети нуждаются в правильном, сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым.
Детям необходимы регулярные приемы пищи, количество приемов пищи должно быть не менее 5 – это основные приемы пищи: завтрак, обед, ужин и дополнительные в виде второго завтрака или полдника и второго ужина. Если вместо этого ребенок привыкнет «перехватывать» что-то на ходу, речи о сбалансированном питании быть не может. День необходимо начинать с завтрака, который должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные, мясные или яичные блюда) и горячего напитка (чай, какао, кофейный напиток). В рацион обеда входят овощной салат, первое блюдо, второе блюдо из мяса или рыбы, овощной или крупяной гарнир и напиток (компот, кисель). На ужин предпочтение отдают блюдам из овощей, кашам, творогу. На ночь желательно выпить кефир или другой кисломолочный продукт.
Дополнительно нужно употреблять источники витаминов, микроэлементов и клетчатки – это овощи, фрукты, ягоды, орехи, йогурты.
Промежутки между приёмами пищи не должны превышать 4 часов, так как в таком случае обеспечивается лучшее переваривание и усвоение пищи.
К основным правилам здорового питания можно отнести следующее:
— молоко и молочные продукты должны быть в рационе ежедневно. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые находятся в продукции нормальной жирности. Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно;
— ежедневное употребление овощей и фруктов;
— 1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;
— 1 раз в неделю – красное мясо (говядина), в остальные дни можно давать белое мясо (например, курицу, индейку) или мясо высшего сорта;
— 1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые;
— количество сахара необходимо ограничить до двух столовых ложек в день, а соли — до 1 чайной ложки в день;
— допускается употребление в небольшом количестве сладостей, но при этом следует помнить о том, что продукты с большим содержанием сахара (торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель) дают детям много энергии, однако почти не содержат в себе полезных веществ и витаминов;
— необходимо отдавать предпочтение блюдам тушеным, отварным, приготовленным на пару, запеченным и припущенным блюдам;
— следует максимально исключить из рациона питания продукты с усилителями вкуса и красителями, продукты с большим содержанием соли (колбасные изделия и консервы);
— в качестве напитков здоровое питание предлагает для детей молоко и воду. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара. Поэтому соки детям лучше давать вместе с едой, в противном случае, желательно разбавлять их водой. Общее количество жидкости, которое необходимо ребенку в течение дня, зависит от погоды, его физической активности и от продуктов, которые он ест. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности. Здоровое питание вообще не позволяет употребление сладких газированных напитков.
Помните, что к здоровому питанию детей можно приучить с помощью совместных ужинов и обедов по выходным, во время которых семья собирается за столом вместе.
Всемирный день сердца —
29 сентября
Одной из самых актуальных проблем медицины являются болезни системы кровообращения (БСК). Эти болезни занимают ведущее место среди всех причин смерти в большинстве стран мира. Сердечно-сосудистые заболевания появляются в результате различных факторов риска. И, если некоторые из них (наследственность, возраст) не поддаются изменению, то других факторов риска можно избежать путем изменения привычек и образа жизни.
Высокая распространенность случаев повышенного кровяного давления обусловлена многочисленными факторами, поддающимся изменению. К ним относится употребление в пищу продуктов, содержащих слишком много соли и жира, недостаток в рационе фруктов и овощей, избыточный вес, злоупотребление алкоголем, недостаточная двигательная активность, психологический стресс и другие социально-экономические детерминанты.
Для эффективной профилактики большинства сердечно-сосудистых заболеваний и их осложнений необходимо выполнять определённые правила:
1. Контролируйте ваше артериальное давление.
Артериальную гипертензию часто называют «таинственным и молчаливым убийцей». Таинственным – потому, что в большинстве случаев причины развития заболевания остаются неизвестными, молчаливым – потому, что у многих больных заболевание протекает бессимптомно, и они не знают о наличии у них повышенного артериального давления, пока не разовьется какое-либо осложнение. Для того чтобы правильно определить риск развития артериальной гипертензии и, как следствие, ишемической болезни сердца необходимо знать и контролировать уровень своего артериального давления, а в случае необходимости пройти обследование, которое поможет уточнить нарушения углеводного и жирового обмена и степень поражения органов-мишеней (сосуды, сердце, почки, головной мозг).
2. Контролируйте уровень холестерина.
Дислипидемия – дисбаланс содержания в крови «плохих» и «хороших» жировых фракций в сторону увеличения «плохих» и/или снижения «хороших» жиров. Уровень холестерина, как правило, связан с неправильным питанием. Для сбалансированного питания необходимо употребление большого количества фруктов и овощей, постного мяса, рыбы и бобовых, наряду с продуктами с низким содержанием жиров или без него.
3. Питайтесь рационально.
Рациональное питание – это сбалансированное, регулярное (не реже 4 раз в день) питание с ограничением потребления соли. Очень полезно увеличить употребление продуктов, содержащих калий и магний (морская капуста, изюм, свекла, абрикосы, кабачки, тыква, гречка).
4. Занимайтесь физическими упражнениями: даже немного лучше, чем ничего.
Низкая физическая активность способствует развитию сердечно-сосудистых заболеваний в 1,5-2 раза чаще, чем у людей, ведущих физически активный образ жизни. Ходьба в быстром темпе в течение получаса в день может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний приблизительно на 18% и инсульта на 11%. Частота занятий физическими упражнениями должна быть не реже 4-5 раз в неделю, продолжительность занятий 30-40 мин, включая период разминки и заминки.
5. Не начинайте курить, а если курите — попытайтесь бросить, каким бы трудным это не казалось.
Курение – один из основных факторов риска. Почему курение опасно? Потому что даже одна сигарета повышает давление на 15 минут, а при постоянном курении повышается тонус сосудов, снижается эффективность лекарственных препаратов.
6. Не злоупотребляйте алкоголем.
7. Попытайтесь избегать длительных стрессов.
Никогда не поздно начать вести здоровый образ жизни. Даже небольшие изменения, внесенные в образ жизни, могут замедлить атеросклероз, тем самым предотвратить такие заболевания как инфаркт миокарда, инсульт, ишемическую болезнь сердца, артериальную гипертензию.
Все без исключения родители должны знать, как повысить иммунитет ребенку. Методы укрепления защитных сил малыша направлены на то, чтобы маленький человечек подвергался как можно меньшей опасности заболеть инфекционными заболеваниями.
Чтобы донести важность укрепления иммунитета у детей, перефразируем доктора Спока. Известный педиатр считал, что воспитанием детей нужно заниматься с самого рождения, ибо если начать на 10-20 день – это означает опоздать на 10-20 дней. То же правило касается и укрепления иммунитета ребенка, которым нужно заниматься с момента появления малыша на свет. Иногда педиатры наблюдают другую крайность: родители всерьез пекутся только о том, как укрепить иммунитет ребенка до года. По их мнению, этого достаточно, чтобы заложить крепкий иммунитет чуть ли не на всю оставшуюся жизнь. На самом деле защитные свойства маленького организма нужно держать под контролем постоянно.
Укрепление иммунитета – система мероприятий, которые направлены на то, чтобы естественные защитные силы малыша не только поддерживались на необходимом уровне, но постепенно возрастали. Иммунитет ребенка до полового созревания обеспечивает барьер для болезнетворных бактерий, пока маленький организм не окрепнет.
Смысл укрепления иммунитета заключается еще в том, что предупредить инфекционное заболевание у малышей значительно проще, чем потом избавляться от него. Но если ваше чадо уже переболело (при этом лечилось противомикробными препаратами), это не значит, что иммунитет к возбудителю выработался автоматически на долгие годы. Что давать ребенку для укрепления иммунитета после приема антибиотиков, подскажет педиатр.
Как повысить иммунитет ребенку
Прежде чем начать системное и регулярное укрепление организма вашего сына или дочки, в обязательном порядке посоветуйтесь с детским врачом. Если у ребенка наблюдается какое-то заболевание, то отдельные методы укрепления организма ему противопоказаны (например, при гриппозном состоянии не рекомендуются такие методы, как физическая активность, контрастный душ и купание).
Система действий для укрепления иммунитета у ребенка включает такие пункты:
Прием витаминов
Практически все родители хорошо осведомлены о том, как важно применение витаминов для роста ребенка. То же касается поддержки организма этими полезными веществами при половом созревании. Также папы и мамы хорошо знают, нужно ли детям принимать витамины для памяти. А вот имунноукрепляющие свойства витаминов используют не на полную силу – хотя они могут творить настоящие чудеса. Даже самые обычные яблоки, которые вы регулярно даете ребенку, в будущем убережет его от тяжелых инфекционных заболеваний. А что уж говорить о комплексной витаминотерапии!
Витаминная поддержка иммунной системы – это прием:
Прием витаминов в натуральном виде каких-либо ограничений не имеет («передозировка» яблок или лимонов – это нонсенс). А вот прежде чем покупать в аптеке витаминокомплексы, вы должны проконсультироваться с педиатром, чтобы он посоветовал, какие витамины можно давать детям для поднятия иммунитета.
Закаливание
Закаливание – это воздействие на организм обычных физметодов, в результате чего иммунная система становится более крепкой (в частности, клеточный и гуморальный виды иммунитета). Самые распространенные методы закаливания детей:
Задаваясь вопросом, с чего начать закаливание ребенка, ориентируйтесь также на то, какие процедуры ему нравятся, а какие нет. Если ребенок любит купаться в речке, то с этого и начните, потом можно будет ненавязчиво расширить диапазон процедур.
Главнейшие принципы закаливания детей раннего возраста – это умеренность и осторожность в любом из применяемых методов. Также важно регулярное наблюдение у педиатра. Закаливание детей в детском саду должно проводиться под контролем медицинского персонала и с уведомления родителей. По мере того, как дитя растет, диапазон процедур постепенно расширяют (по принципу «медленно, но уверенно»). Но закаливание детей дошкольного возраста не должно включать слишком радикальных методов — например, тот же контрастный душ лучше заменить обливанием водой комнатной температуры.
Питание
Правильное питание – залог крепкого иммунитета. Рацион ребенка должен включать блюда со сбалансированным соотношением белков, жиров, углеводов, минеральных веществ – без них иммунная система не способна стать полноценным защитным барьером. Иногда папы и мамы не могут понять, как поднять иммунитет часто болеющему ребенку. Хотя в данном случае слабым звеном может оказаться именно несбалансированное питание.
За счет правильного питания поддерживается и необходимый уровень витаминов, которые нужны для работы иммунной системы (о чем мы уже упоминали выше).
Физическая активность
В первую очередь регулярная физическая активность обеспечивает организму налаженное кровообращение, без которого иммунная система не сможет получать для своей работы необходимые вещества и избавляться от «отходов» в процессе своей деятельности.
Для укрепления иммунитета приветствуется любая посильная для ребенка физическая активность:
Грипп (синонимы болезни: инфлюэнца) — острая инфекционная высококонтагиозная болезнь, вызывается вирусами гриппа, передается воздушно-капельным путем, характеризуется острым началом, коротким лихорадочным периодом, значительной интоксикацией, симптомами поражения слизистых оболочек верхних дыхательных путей и частыми осложнениями, преимущественно со стороны органов дыхания.
Исторические данные гриппа
Считается, что грипп впервые описал и выделил как отдельную болезнь француз Этьен Паскье (1403) на основе анализа эпидемии, охватившей Европу. С того времени известно около 20 пандемий. Крупнейшие из них — пандемия 1918-1919 pp. («Испанка»), во время которой переболело около 500 млн и погибло 20 млн человек, и 1957-1959 pp. (Азиатский грипп), когда переболело более 2 млрд человек, а погибло не менее 1 млн. До недавнего времени кроме названия гриппом (от франц. Gripper — хватать) употреблялся синоним инфлюэнца.
Этиология гриппа
Вирусы гриппа (А. В, С) относятся к семейству Orthomyxoviridae, содержащие однониточную РНК. Фрагментированность генома приводит к высокой частоты и эффективности рекомбинаций, т.е. значительного изменения антигенных и биологических свойств возбудителя. Вирионы размеров (80-120 нм), преимущественно сферической формы. Вирус гриппа А имеет два основных типа антигенов — гемагглютинин (Н, 11 подтипов) и нейраминидазу (N, 8 подтипов). Вирус хорошо культивируется в куриных эмбрионах. Из экспериментальных животных к нему чувствительны приматы, хомячки, мыши. Кроме того, для культивирования применяется большой набор культур клеток. Способен агглютинировать эритроциты человека (особенно О (I) группы), курицы и других позвоночных.
Малоустойчив относительно факторов внешней среды. Высушивания, резкие изменения температуры, влажности пагубно влияют на его вирулентность. Высокочувствительный к дезинфицирующим средствам, УФ-излучения, эфира. Вирусы гриппа В и С не отличаются существенным антигенной изменчивостью, имеют меньшее значение в возникновении эпидемий.
Эпидемиология гриппа
Основной источник инфекции — больной человек. Серологические и вирусологические исследования, наблюдения эпизоотий на животноводческих фермах, птицефермах и т.п. не отрицает возможной роли животных как резервуара инфекции.
Механизм передачи инфекции — воздушно-капельный.
Больной человек уже в последние часы инкубационного периода и в первые 2-3 дня болезни выделяет огромное количество вируса в аэрозоле при дыхании, кашле, чиханье. На 4-7-й день от начала гриппа больные (реконвалесценты) уже незаразные. Рост заболеваемости в районах умеренного и холодного климата приходится на зиму. Это связано какой-то степени с преимущественным пребыванием в закрытых помещениях, меньшей относительной влажностью воздуха, что способствует сохранению инфекта в аэрозоли и тому подобное. Эпидемии гриппа А имеют бурное развитие, в течение 1-2 месяцев болеет ЗО-50% населения, гриппа В — развиваются медленнее, болеет за 2-4 месяца не более ЗО% населения, вирус типа С вызывает лишь спорадические случаи заболевания. Значение переохлаждения и других стрессовых факторов в возникновении болезни не доказано.
Грипп — одна из сложнейших проблем медицины. Влияние его на здоровье человека невозможно учесть, а социально-экономический ущерб от эпидемий огромные. Возникновения эпидемий-пандемий связано с урбанизацией. Многочисленные контакты в процессе трудовой, общественной деятельности и отдыха, возможность быстрого перемещения значительных масс людей транспортом, особенно городским, приводят к быстрому распространению болезни. Этому способствует большое количество легких (стертых) форм гриппа, что, как правило, переносятся на ногах. Вторая причина потенциальной пандемичности гриппа — возможность полной (шифт) и частичной (дрейф) изменения антигенной структуры вируса. Появление новых подтипов вируса приводит пандемии. У лиц, переболевших гриппом, антитела к вирусу типа А сохраняются в течение 1-3 лет, к вирусу типа В — 3-6 лет.
Патогенез и патоморфология гриппа
В виде аэрозоля вирус попадает на слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Уже через С-5 ч наблюдается массивная репродукция и выход вирионов из разрушенных клеток. Процесс растет в геометрической прогрессии. Вследствие цитопатогенного действия вируса возникает деструкция и десквамация эпителиальных клеток с восторгом интерстициальной ткани и капилляров, что способствует проникновению возбудителя в кровь. Далее начинается фаза вирусемии, которая охватывает прямое влияние вирионов, действие преформированных дериватов разрушенных клеток, сопровождающееся значительным токсикозом и сложной иммуно-аллергической реакцией. Как следствие бурно нарастающего токсикоза, капиляротоксичного эффекта наблюдаются функциональные нарушения деятельности нервной системы и органов кровообращения. Есть много подтверждений прямой повреждающего действия вирионов, входящих в состав иммунных комплексов, а также дефектных вирионов на ткани мозга, сердца, сосудов, почек, легких. В этой фазе действуют специфические и неспецифические факторы защиты. На 2-3-и сутки от начала болезни наступает фаза преимущественного поражения дыхательных путей, которая сопровождается секреторной реакцией и интенсивной десквамацией эпителия. В последнее время появились данные о возможности длительной персистенции вируса гриппа в виде иммунных комплексов и дефектных вирионов, что открывает новые, еще неизвестные аспекты проблемы гриппа.
Слизистая верхних дыхательных путей и бронхов гиперемирована (огненно-красная), отечная, с кровоизлияниями, иногда покрыта фибринозными пленками. Гистологические изменения — десквамация эпителия, расстройства кровообращения, полнокровие капилляров, периваскулярный отек, дистрофические изменения коры большого мозга, подкорковых ядер, грушевидных нейронов (клеток Пуркине). Дистрофические изменения в других органах не имеют характерных для гриппа признаков.
Клиника гриппа
Инкубационный период длится от нескольких часов до 2-3 суток. Начальные признаки гриппа — общий дискомфорт, легкий озноб, заложенность носа, сухость и перхоти в горле.
Уже через несколько часов появляется лихорадка (38-40 ° С), что сопровождается интенсивной головной болью, особенно в лобной, височной и надбровной участках. Характерна боль в глазах, усиливающийся при их движений и при ярком освещении. Нарастает общая слабость, боль в мышцах и суставах, иногда через боль в глазах и голове не привлекает внимание больного. В этот период болезни (1,5-2 суток) возможны значительные нарушения общего состояния — головокружение, непродолжительная потеря сознания, тошнота, рвота, снижение артериального давления. У детей дошкольного возраста на высоте лихорадки иногда возникают судороги с потерей сознания.
Характерным признаком является гиперемия и отек лица, инъекция сосудов склер. Кожа конечностей, туловища, как правило, незначительно гиперемирована, при тяжелых формах наблюдается бледность, иногда общий цианоз. Слизистая оболочка мягкого неба, задней стенки глотки характеризуется яркой гиперемией и точечными кровоизлияниями, расширением сосудов задней стенки глотки, гипертрофией фолликулов. Обращает внимание сухость и зернистость слизистой оболочки, гриппозный язык — при неизмененной форме и размерах влажная слизистая покрыта синевато-белым, с фарфоровой опалесценцией налетом (симптом Фезана).
Частота, напряженность пульса, артериальное давление достаточно объективно отражают тяжесть состояния. Если токсикоз значительный, наблюдается тахикардия, напряжение пульса, снижение артериального давления, в особо тяжелых случаях — относительная или абсолютная брадикардия.
Поражение органов дыхания в первые двое суток не имеют диагностической четкости. Аускультативно — везикулярное или жесткое дыхание, особенно в задне-нижних отделах. Рентгенологически — усиление сосудистого рисунка, расширение корней легких как следствие полнокровие и отек.
Особое место при гриппе принадлежит поражению нервной системы. Результаты исследований в последнее время доказывают, что все тяжелые формы гриппа следует считать енцефалитический синдром. Об этом свидетельствуют как приведенные признаки (оглушенность, потеря сознания, резкая головная боль), так и возможные проявления внутричерепной гипертензии (головокружение, гиперестезии, тошнота, рвота, гиперрефлексия, судороги). Кроме того, данные энцефалографии, эхолокации, исследование цереброспинальной жидкости подтверждают изменения центральной нервной системы, которые выходят за рамки нейротоксикоза.
На третьи сутки неосложненного гриппа, независимо от тяжести течения, температура тела снижается до субфебрильной, состояние значительно улучшается, общая слабость уменьшается. На смену токсикоза появляется или усиливается сухой кашель и катаральные проявления. Кашель почти постоянный, иногда — невыносим. Если учесть невозможность носового дыхания и серозные выделения из носа, то, несмотря на объективное улучшение, большинство больных чувствуют себя плохо. Такое состояние длится 3-5 дней, после чего наступает выздоровление, но еще в течение 1-2 недель наблюдается кволис-во, адинамия, снижение работоспособности. При исследовании крови характерна лейкопения с относительным лимфоцитозом.
Клиническая картина гриппа отмечается значительной вариабильнистю. Это касается как тяжести, так и возможности развития различных осложнений. Стертые и легкие формы гриппа диагностируются с учетом данных эпидемиологического анамнеза.
Наиболее тяжелой и прогностически опасна форма гриппа с развитием менингоэнцефалита, который трудно, но возможно распознать уже в первые дни по неадекватно значительной неврологической симптоматикой. Это прежде всего синдром мозговой гипертензии, однако с непостоянством менингеальных симптомов. На первый план выступают симптомы тяжелой энцефалопатии (сонливость, возбуждение, бред, судороги). Гриппозный энцефалит может развиться па 4-5-й день болезни и после нетяжелых форм ее. Геморрагический синдром (точечные кровоизлияния в кожу и слизистые оболочки, геморрагическая цереброспинальная жидкость) при действий форме указывает на особенно тяжелое течение и прогноз. Возможность арахноидита как изолированного поражения при гриппе не отрицается, но чаще он диагностируется как следствие перенесенной тяжелой формы гриппа, а точнее, неопознанного гриппозного менингоэнцефалита.
С поражений периферической нервной системы могут быть неврит тройничного, лицевого и других нервов, реже — полиневриты и полирадикулоневрит. Как правило, эти синдромы приобретают клинических проявлений в периоде реконвалесценции.
Осложнения гриппа
Самым частым осложнением гриппа является пневмония.
Согласно экспериментальным исследованиям, по этиологии она может быть первичной вирусной, постгриппозных бактериальной и смешанной вирусно-бактериальной. Частота пневмоний при различных эпидемий значительно колеблется (5-25%). Контингент наибольшего риска — дети раннего возраста и лица пожилого возраста. Следует помнить, что первичная вирусная пневмония почти никогда не обрывается и вследствие активизации эндогенной флоры приобретает BQix признаков бактериальной.
Особенностью гриппозной (постгриппозных) пневмонии является значительный полиморфизм симптомов. Как правило, на фоне токсикоза и катаральных проявлений на 4-5-й день болезни температура тела не нормализуется, лающий кашель меняется на сухой или влажный, мало беспокоит больного. Одышки нет, либо она наблюдается только в случае физической нагрузки. Возможно незначительное покалывание под лопатками во время глубокого вдоха. Аускультативно: сухие и влажные дрибнопухирцеви хрипы, незначительное укорочение перкуторного звука над различными отделами легких, что особенно четко выявляется при перкуссии симметричных участков. Рентгенологически чаще оказывается мелкоочаговая бронхопневмония, хотя возможны другие формы (интерстициальная, долевая и др.).
Пневмония при гриппе имеет тенденцию к затяжному, вялотекущего.
Одно из тяжелых осложнений (вариантов течения) — стенозирующий ларинготрахеит у младенцев и детей дошкольного возраста. Синдром может развиться уже в первые сутки. На фоне беспокойства ребенка появления ляется стенотические дыхания, инспираторная одышка, лающий кашель, нарастающая гипоксия со всеми. Стеноз гортани вследствие отека тканей и спазма связан с анатомо-физиологическими особенностями организма детей раннего возраста и какой-то степени фенотипически обусловлен: чаще стеноз возникает у детей со значительной паратрофии, склонных к аллергическим реакциям.
Кроме уже приведенных осложнений со стороны нервной системы, пневмонии, ларинготрахеита, за счет активации бактериальной флоры грипп может осложняться фарингитом, трахеобронхит, гайморитом, фронтитом, отитом и евстахиит, с. поражением слизистых оболочек, в которых происходит репродукция вируса. Ппосле гриппа наблюдается обострение хронических инфекционных болезней и другой патологии.
Прогноз вообще благоприятный, но становится серьезным при тяжелых гипертоксических и осложненных формах болезни.
Диагностика гриппа
Опорными симптомами клинической диагностики гриппа является острое начало болезни с быстрым повышением (в течение суток) температуры тела до 38-40 ° С, головная боль, особенно в лобно-височной области, надбровных дугах, боль в глазах, гиперемия и незначительный отек лица, др. ‘ Инъекция склер, яркая гиперемия, зернистость и расширение сосудов слизистой оболочки мягкого неба и задней стенки глотки, наличие на 2-3-й день болезни катаральных проявлений, сухого невыносимого кашля, неизмененные по размеру печень и селезенка, лейкопения с относительным лимфоцитозом.
Специфическая диагностика гриппа
Материалом для выделения вируса являются смывы из носоглотки, которыми можно скорее инфицируют куриные (преимущественно) эмбрионы. С целью экспресс-диагностики применяют иммунофлюоресцентный метод — обработку мазков-отпечатков слизистой оболочки нижней носовой раковины мечеными антителами, чтобы выявить вирус в клетках эпителия.
Серологическая диагностика применяется как ретроспективная. В практике наибольшее значение приобрела реакция торможения гемагглютинации (РТГА), которая в последнее время заменяется более чувствительными и перспективными методами (РИГА, ИФА). Чтобы установить нарастание титра антител (не менее чем в 4 раза), реакции следует проводить в динамике (парные сыворотки). Первую сыворотку получают не позднее 3-го дня болезни, а вторую — через 7-10 дней.
Дифференциальный диагноз гриппа
Диагноз гриппа, особенно в период эпидемии — достаточно банальное явление. Ошибки в сторону гипердиагностики гриппа нередко приводят к тяжелым последствиям из-за опоздания адекватной помощи. Это касается прежде всего острых инфекций (тиф, менингококковая болезнь, корь, менингит, энцефалит, лептоспироз, вирусный гепатит и др.), при которых также возможны острое начало, лихорадка со значительным токсикозом. Кроме того, следует учитывать возможность обострения хронических или развитие острых воспалительных процессов (пиело-либо гломерулонефрит, пневмония, аппендицит, панкреатит и т.п.), при атипичном течении могут быть приняты за гриппом.
Типовая форма гриппа довольно легко отличить от других острых респираторных болезней (ГЖХ). Ни одна из них не имеет такого острого начала и тяжелого течения с токсикозом. При всех ОРВИ основными симптомами уже с первого дня есть признаки местного поражения и катаральные проявления. Стертые формы гриппа диагностируются чаще на основе эпидемиологической ситуации в данной местности, а в межэпидемический период их часто диагностируют как ГЖХ.
Лечение гриппа
К этиотропных препаратов можно отнести интерферон, ремантадин, донорский иммуноглобулин с повышенным титром противогриппозных антител, оксолин. В первые 1-2 дня болезни ремантадин назначают по 0,05 г 3 раза в день. Считается, что он является эффективным относительно вируса гриппа А. Ремантадин противопоказан детям и лицам с патологией почек. Оксолиновая мазь (0,25%) применяют интраназально в первые дни болезни. Лейкоцитарный интерферон эффективен в течение первых суток болезни. Его назначают по 3-4 капли в нос 4-6 раз или в ингаляции 3-4 раза в сутки. Донорский противогриппозный иммуноглобулин применяют при тяжелых формах в условиях стационара по 3-6 мл внутримышечно.
Объем и интенсивность лечения при гриппе зависят от тяжести течения, наличия осложнений и сопутствующих заболеваний.
В случае легкой формы достаточно изоляции, освобождение от работы (учебы) и лечение в домашних условиях «домашними» средствами — прием большого количества жидкости в виде крепкого чая с малиной, соков, горчичная ванна для ног.
Больным среднетяжелые и тяжелые формы назначают постельный режим, взрослым рекомендуется дополнительно к обычному рациону принимать не менее 2-3 л жидкости в сутки в виде чая, соков, трижды в день по 1-2 порошки антигриппин (препарат, который содержит 0,5 г ацетилсалициловой кислоты, 0,3 г аскорбиновой кислоты, 0,02 г димедрола, 0,02 г рутина, 0,1 г кальция лактата) и по 0,5 г мефенаминовой кислоты. Кроме того, назначают микстуры и таблетки с противокашлевое и отхаркивающим эффектом, горчичники на грудную клетку, ненаркотические анальгетики, поливитамины. Лечение больных гриппозный энцефалит в принципе не отличается от лечения при других видах энцефалита вирусной этиологии.
Лечение больных гриппозной пневмонией должна проводиться, как и при бактериальной пневмонии (антибиотики, сердечные гликозиды, противовоспалительные и десенсибилизирующие средства), с учетом индивидуальных патогенетических особенностей. Следует предостерегать от применения банок вследствие возможности геморрагического синдрома.
Стенозирующий ларинготрахеит требует срочных мер по устранению воспалительно-аллергического отека тканей гортани, иногда интубации. Применяют ингаляции крупнодисперсных аэрозоля температурой около 40 ° С. Ни в коем случае не следует применять в ингаляции антибиотики, сульфаниламидные и ферментные (белковые) препараты. Очень важно успокоить ребенка, для этого можно применять транквилизаторы и снотворные средства. Назначают также гликокортикостероиды, гипосенсибилизирующие препараты.
В случае бактериальных осложнений применяют антибактериальные препараты и проводят местное лечение зависимости от характера патологии. Широко распространена практика назначения антибиотиков и сульфаниламидных препаратов для предотвращения бактериальным осложнением не оправдана и даже вредна.
Профилактика гриппа
Борьба с гриппом — сложная и разноплановое задачи. Теперь еще нереально говорить о ликвидации гриппа, но вследствие распространения знаний об этой болезни и применения энергичных профилактических мер наблюдается значительное снижение интенсивности эпидемий.
Изоляция больных не всегда эффективное средство по предотвращению распространения болезни. Большое значение имеет индивидуальная профилактика. Применение марлевых повязок (масок), различного типа респираторов, избежание ситуаций, при которых вероятность инфицирования значительно возрастает (пользование общественным транспортом, посещение зрелищных учреждений, собраний и др.), уменьшают количество случаев заболевания.
В случае контакта с больным гриппом рекомендуется применение ремантадина по 0,05 г в день в течение 2-7 дней, 0,25% оксолиновой мази в нос, лейкоцитарного интерферона (капли в нос или ингаляции 4-6 раз в сутки). Влажная уборка, проветривание, УФ-облучение обезвреживают вирус.
На период эпидемии гриппа необходимо ограничение количества мероприятий, связанных со скоплением людей в закрытых помещениях, карантин для детских учреждений, больниц, максимальное предоставление медицинской помощи на дому.
Для специфической профилактики гриппа разработано много видов вакцин (живых и убитых) для перорального, интраназального и парентерального введения, достаточно эффективных в контролируемых экспериментах.
Сложность заключается в организационно-технических моментах:
1) необходимость предвидения антигенного варианта вируса, будет преобладать в эпидемии,
2) приготовлении достаточного количества вакцины, 3) иммунизации за короткий срок не менее 20-30% населения (прежде всего активного, в крупных трудовых коллективах ).
Результаты массовой иммунизации гриппозными вакцинами свидетельствуют о значительном (в 2-3 раза) уменьшение количества случаев и снижение количества тяжелых форм и осложнений.