Партизанская криничка

Мемориальный комплекс «Партизанская криничка» в Гомеле находится на месте базирования партизанского отряда «Большевик» в годы Великой отечественной войны. Найти мемориальный комплекс «Партизанская криничка» непросто.. При выезде из Гомеля по Черниговскому шоссе надо на втором километре повернуть в лес направо.

Гомельский партизанский отряд «Большевик» начал действовать с 17 августа 1941 года.  Во время оборонительных боев за Гомель он первоначально насчитывал около 50 человек. Отряд обосновался на 9-м км шоссе Гомель — Чернигов, в районе Щекотовской дачи у «Партизанской кринички». Партизаны «Большевика» проводили диверсии на железных дорогах и основных автомагистралях, полностью парализовали движение судов по реке Сож. В ноябре 1943 года во время Гомельско-Речицкой операции партизаны бригады «Большевик», речицкой бригады «Железняк», бригады имени П.К. Пономоренко и 108-го отряда имени Котовского перерезали дорогу Гомель-Шатилки, напали на вражеский гарнизон в деревне Горваль и захватили несколько десятков вражеских автомашин. Вместе с частями Красной Армии партизаны участвовали в операции «Багратион».

По данным военной хроники, партизаны и подпольщики Гомеля уничтожили свыше 10 тыс. гитлеровцев, 15 складов боеприпасов и снаряжения, 8 железнодорожных мостов, 150 вражеских эшелонов, 515 автомашин, вывели из немецких лагерей смерти свыше 8 тыс. военнопленных, спасли от угона в фашистское рабство 5 тыс. советских граждан.

Человечество заплатило очень дорогую цену за то, чтобы избавиться от нацистов. Пособники Гитлера считали войну уже выигранной, а народ порабощенным. Аресты, пытки, казни, планомерное уничтожение целых народов.

Потомки должны помнить те героические имена, которым обязаны жизнью: Барыкин, Бородин, Исаченко, Котченко, Климович, Ребеко, Ковалевич, Щербаков, Теселкин, Кучерявенко, Малашенко, Шавдия, Шаевич, Лейтис и многие другие.

Мемориальный комплекс «Партизанская Криничка» в Гомеле, отражает беспримерное мужество и стойкость защитников нашей Родины. Он достоин славы людей, завоевавших Победу, и будет всегда напоминать молодому поколению о цене, которую заплатили их деды и прадеды, отстаивая независимость своего государства».

На месте базирования партизанского отряда «Большевик», сформированного в период оборонительных боёв за Гомель, установлен мемориальный комплекс, и проводится традиционная встреча поколений. Куда мы Вас сердечно приглашаем! 

Организовать маршрут выходного дня и провести время со своими детьми интересно и познавательно, тогда обязательно отправляемся в мемориальный комплекс «Партизанская криничка»!

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас  возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Тема патриотического воспитания очень актуальна, поэтому имеет место во многих документах по дошкольному образованию.

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории Беларуси. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, разных видах деятельности и по разным направлениям.

Большое значение в патриотическом воспитании имеет разнообразная деятельность дошкольников. Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо. Для этого используем разные формы: целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

Образовательную деятельность с воспитанниками проводим с использованием наглядного материала. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Тематическое планирование является необходимым условием для целенаправленной работы, позволяет устанавливать логические связи между различного рода сведениями: «Мой город», «Твои защитники», «Моя семья» и др. Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Эффективным средством  является использование художественных материалов.

Народные игры играют важную роль в патриотическом воспитании. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

  1. В младшем и среднем дошкольном возрасте особое внимание уделяем развитию представлений о близком социальном окружении.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

  • организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
  • инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в детском саду и в семье;
  • наблюдение за отношением взрослых в детском саду;
  • хороводные игры, игры-имитации;
  • чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
  • рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее радостное настроение;
  • рассматривание семейных фотографий и др.
  1. В средней группе  вовлекаем детей в разговор о семье, семейных событиях.

Семейные фотографии, обращаем внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомим воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организуем ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки.

  1. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используем такие методические приёмы патриотического воспитания:

  • этические беседы о городе, родной стране, мире;
  • экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
  • рассматривание иллюстраций об особенностях природы Беларуси, разных стран;
  • знакомство с элементами национальной культуры;
  • обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и горожан.

При знакомстве дошкольников с историей родного города,  приходится много рассказывать, поэтому при составлении рассказа обращаем внимание на такие моменты:

  • по ходу рассказа необходимо использовать наглядный материал (фотографии, репродукции картин, схемы), рисунки мелом на доске;
  • составляя рассказ, нужно включить вопросы к детям, необходимые для активной познавательной деятельности, учить рассуждать. В этом случае рассказ воспитателя превращается из монолога в своеобразную беседу с детьми;
  • рассказывая о каких-то исторических событиях, не следует часто употреблять даты, т.к. в дошкольном возрасте детям недоступна хронология. Но, чтобы дети поняли, что события происходили давно, следует употреблять такие выражения «это было очень-очень давно», «это было тогда, когда ваши папы и мамы были маленькими» и т.д.;
  • язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение.

В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях, храмах. В этом случае, достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

 Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. В  группах целесообразно разработать  такие педагогические проекты как: «Мой город», «День матери» и «День победы». Метод проектов эффективен во всех возрастных группах.

Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, необходимо показать детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларусь.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.