- Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональными, но это не делает их менее реальными.
- Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые избегают заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь намного меньше.
- Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись, когда были маленькими и как преодолели свой страх — будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх.
- Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его.
- Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс процесса в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, неэффективно для устранения нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи.
- Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию.
- Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя.
- Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей страха». И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля.
- Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом с пугающим объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого эмоционально эмоциональную поддержку мягко помогите ему понять природу того.
Оптимальный набор действий может быть таким:
1. Признание: спокойно и уверенно скажите ребенку, что вы видите, что он боится.
2. Разъяснение: маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути Страха.
3. Косвенная демонстрация: если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются.
4. Беседа, Обсуждение: попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его.
Если страхи семьи начали влиять на жизнь всей или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.