"Роль дыхательных упражнений в формировании дыхательной системы и укреплении здоровья детей"

Анатомическое строение дыхательной системы ребенка завершается к 8-12 годам, однако функциональное развитие продолжается до 14-16 лет. У многих детей отмечается малая растяжимость легочной ткани и относительно большая работа дыхания, слабость дыхательной мускулатуры. Роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания.

Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Физические упражнения увеличивают резервные возможности дыхания - жизненную емкость легких, максимальную вентиляцию, бронхиальную проходимость, при этом возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха, улучшается кислородтранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания. Произвольное изменение дыхания во время выполнения упражнений осуществляется по механизму условного рефлекса и вырабатывается на основе словесных раздражителей (указаний). Чем раньше дыхательные упражнения используются на физкультурных занятиях, тем выше их эффект; чем большее количество мышечных групп принимает участие в двигательном акте, тем больше возбуждается и углубляется функция дыхания.

Специальные дыхательные упражнения способствуют выработке правильного ритма дыхания и освоению координации дыхательного акта в состоянии покоя и при движений, восстановлению правильного механизма дыхания, компенсированию кислородной задолженности после выполнения работы.

Детей необходимо учить правильному дыханию. Правильным и полноценным считается полное, диафрагмально-грудное дыхание, когда в нем участвуют грудная клетка и диафрагма. Дети должны уметь пользоваться грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным или полным дыханием, поверхностным дыханием, уметь подчинить своей воле ритм и скорость дыхательных движений, чтобы адекватно применять их при любой физической деятельности.

Для овладения механизмом полного смешанного типа дыхания используют следующее упражнение:

Исходное положение - стоя, правая рука контролирует опускание диафрагмы (при вдохе живот выпячивается вперед), а левая - подъем грудной клетки.

При обучении диафрагмальному дыханию лучшим исходным положением будет положение лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах; при этом диафрагма наиболее подвижна.

Вначале следует овладеть различными типами дыхания в покое, (статические дыхательные упражнения), а затем в сочетании с движениями (динамические дыхательные упражнения). Во время выполнения физических упражнений вдох и выдох осуществляют через нос. Выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более глубокому и полноценному вдоху.

Чаще всего дети страдают от дыхательной недостаточности, ею страдает 60-80 человек из 100. Предупредить ее можно, насыщая день ребенка движениями. Особенно хорошо развивают дыхание - бег, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках. В домашних условиях необходимы дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении, закаливание водой.

Для детей ясельного, дошкольного и младшего школьного, возраста дыхательные упражнения проводят в игровой форме. При обучении дыханию нужно, прежде всего, обращать внимание на выдох, добиваться его продолжительности: «Подуй на свечку», «Сдуй пух с одуванчика» и т.д. Длительному выдоху способствует произношение некоторых звуков. Наиболее удобными являются следующие: «у-ууу» - гудение; «ту-у-у» - звук трубы; «ух-х» - колка дров; «ау-у-у» - заблудился; «у-у-у-р-р» - журавль курлычет; «ка-а-р» - ворона; «га-га-га» – гуси; «ква-а-ква-а» - лягушка; «ба-а-х» - собьем кеглю; «ш-ш-ш» - каша кипит; «ш-ша» - косец:косит; «ж-ж-ж» - жук летит, пчела жужжит; «ф-фу» – устали, «з-з-з» - комар звенит; «тс-с-с» - тихо пройдем.

Упражнения с произношением звуков могут быть включены в комплекс утренней зарядки, специальный комплекс для развития дыхательных мышц, а также в комплекс домашних заданий. Следует учитывать положение тела при вдохе и выдохе.

 

Список использованных источников:

 

1. Логвина Т.Ю. Физкультура, которая лечит: Пособие для педагогов и медицинских работников в дошкольных учреждениях. – Мозырь: Белый ветер, 2003.